Другие разделы сайта
Читальный зал
Люди читают
Обсуждения
File engine/modules/lastcommentsb.php not found.
Администрация

Костан Зарян

17 апреля 2010
| Категория: Персоны (Persons) | Просмотров: 7126 | Автор: Benz

На фасаде Национальной галереи Армении — новый портрет. Он развевается не случайно — по поводу 125-летия литератора, мыслителя и выдающегося сына армянского народа Костана Заряна. Он пришел в армянскую литературу из европейской. Осознавал и декларировал, что армянская культура вообще и литература в частности являются одной из основ, значительной частью фундамента мировой культуры.

Творец удивительной судьбы. Пришел в национальную литературу, пройдя длинный путь изучения европейского литературного процесса изнутри, заслужив славу за пределами родины, сочинив произведения на русском и французском. Однако всё его творчество от начала до конца является глубоко национальным.

Зарян родился в семье генерала царской армии Хачатура Егиазарянца вдали от Армении. В раннем детстве он оказался на попечении русской семьи, после того как погиб отец. Учился в русской гимназии в Баку, во французской школе и лицее в Париже, позже — в университете в Бельгии. Его чуть было не убили, когда в 1908 году за связь с большевиками Зарян был арестован и оказался в камере смертников. Но за одного из лучших студентов университета вступились влиятельные люди, и в 1909 году, выйдя из тюрьмы, он вернулся в университет. В Бельгии Костан Зарян сотрудничал с известными изданиями — Thyrse и La Societe Nouvelle. Вначале он писал на французском — стихи, статьи и эссе. Но уже тогда в молодом авторе стала пробуждаться тоска по родине, по корням, по родному языку. Для ознакомления с армянской культурой Зарян направился в Константинополь. Город был западной столицей армянской культуры, именно в нем кипела литературная, музыкальная и художественная жизнь армян. В этой среде Константин Егиазарянц стал Костаном Заряном. В 1910 году армянский еженедельник «Азатамарт» (Константинополь) публикует одну из статей Заряна. С того времени в армянской и иноязычной прессе, выходившей в Константинополе, регулярно выходили произведения молодого литератора, в основном переводы с французского. Крупнейшими работами того периода считаются теоретические статьи «Новейшие тенденции в литературе: символизм и классицизм» и «Художественная выставка в Константинополе».

Позже Зарян отправился в Венецию — постигать глубину армянской словесности, навеки впитавшейся в стены Конгрегации венецианских мхитаристов. В 1913 году он вернулся в Константинополь, будучи свободным национальным литератором и мыслителем. И первое, что он сделал — опубликовал литературное послание-кредо «Воля безумцев», в котором обращался к армянским авторам и призывал их к взаимодействию. Благодаря этой инициативе вокруг Заряна сложился круг блестящих армянских литераторов — Гегам Барсегян, Грачья Суренян, Акоп Ошакан, Аарон Татурян и Даниел Варужан. Вместе они издавали журнал «Мегян» («Капище») — крупнейшее литературное периодическое издание. Но затем нагрянул гром — и в Константинополе, как и во всей империи, начались гонения на армян. Зарян покинул страну и перебрался в Европу.

В 1915 году он завершил работу над крупнейшим произведением «Три песни». Это объединенные поэмы, написанные на армянском и французском. Дальнейшая жизнь литератора была тесно связана с Италией, где он развернул активную деятельность по привлечению внимания европейской общественности к армянскому вопросу. Так, в 1917 году по его инициативе создается организация «Про-Армения». Костан Зарян выступает с лекциями об Армении, армянской культуре и геноциде. В 1922 году он ненадолго возвращается в Константинополь, но принимает решение — уехать в Армению: «Я хочу жить на каменистой земле моей Родины, лечь возле дороги, положить голову на камень и смотреть на звезды». Зарян с семьей обосновывается в Ереване. Однако советский режим его буквально выталкивает из родины, и некоторое время спустя Зарян снова держит путь — в Париж. Надо отметить, что именно тогда у Заряна начинается наиболее плодотворная и насыщенная творческая жизнь. Всё то, что он потом написал, так или иначе пронизано идеей уникальности духовной и творческой силы армянского народа. Роман «Странник и его путь», серия книг «Страны и Боги», «Корабль на горе» — эти монументальные произведения свидетельствуют о глубочайшей связи писателя с родиной.

…Он не выдержал — вернулся на родину. Умер в 1969 году в Ереване.

 

 

источник: arvest.armenia.ru

Рекламный блок
Новости Диаспоры
Видео / Клипы
Армянский чат
Опрос
Статистика
Рейтинг@Mail.ru Current Position
Интернет-статистика
Rambler's Top100
Армянский информационно-развлекательный портал HayWeb.ru Arcah.ru - Арцах (Нагорно - Карабахская Республика)