В армянской живописи, почти до последнего десятилетия 19 века, не было художника, отводившего пейзажу самостоятельную эстетическую роль. Чаще всего пейзаж служил фоном в жанровой картине. Однако наступило время Геворга Башинджагяна, который заполнил пробел.
Геворг Башинджагян жил с 1857 по 1925 годы. Малая родина художника — Тифлис. Там же он получил художественное образование, но с целью усовершенствования поехал дальше, в Петербург (в Академии художеств, которую окончил с серебряной медалью, учился у Михаила Клодта). Получив стипендию, Молодой живописец отправился путешествовать. Побывал на исторической родине, съездил в Италию и Швейцарию. В течение жизни художник объездил почти все области Закавказья. Поездки по региону носили исследовательский характер: известно, что в течение тридцати лет Башинджагян собирал песни Саят-Новы. Литературой он увлекался почти так же сильно, как живописью, но коль скоро сегодня мы пишем о главной страсти его жизни — пейзаже, продолжим по теме.
Искусствоведы подчеркивают: художник стремился к эпическому пейзажу, а наибольшее влияние на него оказала живопись Архипа Куинджи. Несмотря на то, что почти всю жизнь он прожил в Тифлисе, большинство сюжетов его картин связано с Арменией. Великие армянские художники, например, Мартирос Сарьян, даже считали Башингджагяна своим предшественником, и ныне его безоговорочно считают основоположника реалистического пейзажа в армянской живописи.
Художник работал на пленэре, создавая этюды, и в мастерской — работая с холстом. Он работал с необыкновенной дотошностью, и каждый пейзаж Башинджагяна насыщен тщательно обработанными деталями. Композиционно пейзажи Геворга Захаровича достаточно просты и непременно включают небо. Кстати, у Башинджагяна есть немало «ночных» картин — экспериментировать с цветом неба, пользуясь ночным «поводом», он всегда любил.
Геворг Башинджагян оставил более ста картин преимущественно отечественной тематики: ««Ани при заходе солнца», «Арагац», «Арарат», «Арарат и поля с ромашками», «Арарат со вспаханным полем», «Домик Хачатура Абовяна в Канакере», «Дороги Дилижана», «Зангезурские горы» и др.