КЕОСАЯН ЭДМОНД ГАРЕГИНОВИЧ (1936-1994), русский и армянский кинорежиссер. Родился 9 октября 1936 в Ленинакане. Учился в Московском экономическом институте (1954-1956), Ереванском театральном институте (1956-1958). В 1964 окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Е.Дзигана). В режиссуре дебютировал короткометражными телефильмами, отмеченными на международных кинофестивалях (Лестница, Главный приз Международного кинофестиваля в Монтекарло, 1962; Три часа дороги, приз МКФ в Канне, 1963). В 1965 экранизировал пьесу А.Софронова Стряпуха, открыв этой "колхозной мелодрамой" для широкого зрителя такие актерские имена, как С.Светличная и В.Высоцкий.
В 1966 Кеосаян сделал вторую в истории советского кино экранизацию повести П.Бляхина Красные дьяволята (первая — 1923, реж. И.Перестиани), персонажи которой — четверка юных бойцов Первой конной армии Буденного — стали культовыми героями для нескольких поколений кинозрителей. Популярность героев фильма, основанная на уверенной, изобретательной режиссуре, дала возможность продолжить их приключения в двух новых фильмах (Новые приключения неуловимых, Корона Российской империи). Несмотря на то, что режиссер не чурался копировать сюжетные ходы, а иногда и целые эпизоды голливудских вестернов, его картины и их герои стали характерным продуктом советской массовой культуры. Немаловажно, что популярность приобрели не только положительные персонажи, но и герои отрицательного плана, сыгранные Е.Копеляном, А.Джигарханяном, С.Крамаровым, а также песни на музыку Я.Френкеля (Погоня, Русское поле).
В 1970-х годах, работая на "Арменфильме", Кеосаян обратился к национальной тематике. Наиболее известным фильмом этого периода стала психологическая драма Когда наступает сентябрь (приз МКФ в Каире, 1975), где режиссерский замысел — вызвать сочувствие и симпатию к человеку "на закате жизни" — был воплощен талантливым актерским ансамблем во главе с А.Джигарханяном. Темой исторической кинодилогии Звезда надежды стала борьба армян под предводительством Мхитара Спарапета с турецкими завоевателями.
С 1982 Кеосаян вновь работал на "Мосфильме". Им была поставлена киноповесть о героях антифашистского Сопротивления Где-то плачет иволга, драма о жертвах сталинских репрессий Вознесение. Несмотря на расхожее представление о Кеосаяне как о "режиссере одного фильма" ("одного цикла"), он сумел показать себя незаурядным мастером в работе с драматургическим материалом, хорошо понимавшим специфику киноязыка, внесшим известный вклад в национальный армянский кинематограф; был соавтором сценариев многих своих фильмов.
Жена - Геворкян Лаура Ашотовна (1939 г.р., актриса)
Дети: Давид (1961 г.р., тележурналист), Тигран (1966 г.р., кинорежиссер)
Умер Кеосаян в Москве 21 апреля 1994.
Фильмография:
"Лестница" (1962 г.), режиссер (первый фильм Кеосаяна, создан на учебной студии ВГИК)
"Три часа дороги" (1963 г.), режиссер
"Где ты теперь" (1964 г.), МАКСИМ? режиссер
"Стряпуха" (1965 г.), режиссер ("колхозная мелодрама", открывшая для широкого зрителя имена В. Высоцкого и С. Светличной)
"Неуловимые мстители" (1966 г.), режиссер (самый "крутой" советский боевик, самый известный фильм Кеосаяна)
"Новые приключения неуловимых" (1968 г.), режиссер
"Корона российской империи или снова неуловимые" (1970 г.), режиссер
"Мужчины" (1972 г.), режиссер, соавтор сценария
"Ущелье покинутых сказок" (1974 г.), режиссер, соавтор сценария
"Когда наступает сентябрь" (1975 г.), режиссер
"Звезда надежды" (1978 г.), режиссер
"Легенда о скоморохе" (1979 г.), режиссер (совм. с Л. Асатряном), художественный руководитель
"Где-то плачет иволга" (1982 г.), режиссер
"Вознесение" (1988 г.), режиссер